Уголок неба ¦ Ильюшин Ил-114-300

Реклама...

    


 
главная современная авиация авиалайнеры
   Ил-114-300
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2000
Тип: Пассажирский ближнемагистральный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


16 декабря 2020 г. на аэродроме в Жуковском совершил первый полет прототип турбовинтового пассажирского регионального самолета Ил-114-300, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации в составе госкорпорации "Ростех") и готовящегося к серийному производству на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина РСК "МиГ" в широкой кооперации предприятий ОАК. Полет выполнил экипаж в составе шеф-пилота ПАО "Ил" летчика-испытателя 1-го класса Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортового, инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. В связи со сложными метеоусловиями (низкая облачность), полет был коротким и выполнялся на малых высотах, без входа в облака и без уборки шасси.

Решение о разработке Ил-114-300 и организации его производства на территории России было принято в мае 2016 г. (до 2012 г. серийный выпуск самолетов семейства Ил-114 осуществлялся на заводе в Ташкенте в Республике Узбекистан, где начиная с 1992 г. было изготовлено и поднято в воздух 16 серийных экземпляров, вт.ч. семь Ил-114-100 и два грузовых Ил-114Т). В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и РСК "МиГ" были заключены контракты на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300.

В отличие от выпускавшихся ранее в Ташкенте Ил-114 и Ил-114-100, самолет Ил-114-300 российского производства получит новые турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-01 увеличенной мощности (2900 л.с. на взлетном режиме и 3100 л.с. на максимальном взлетном режиме) с шестилопастными воздушными винтами АВ-112-114 и новой системой автоматического управления с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ., вспомогательную силовую установку ТА14-114, модернизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2, усовершенствованные системы кондиционирования, автоматического регулирования давления, управления закрылками и торможением колес, противообледенительную систему, новое светотехническое оборудование и т.п.

Полностью обновится интерьер пассажирского салона, который будет рассчитан на размещение 64-68 человек (в грузопассажирском варианте - 50-52 чел.). В пассажирском салоне убрали аварийные двери с выходом на крыло, что позволило поставить дополнительный ряд пассажирских кресел. Интерьер салона стал более современным и комфортабельным. В дальнейшем возможна разработка грузового варианта (Ил-114-300Т) и ряда специализированных модификаций. При отделке тепло- и звукоизоляции использовались самые качественные отечественные материалы, а кабина экипажа выполнена с учетом современных стандартов эргономики и укомплектована новым аварийно-спасательным оборудованием.

В отличие от базовой модели, новая версия Ил-114-300 получила увеличенное поперечное V крыла, что обеспечивает машине лучшую поперечную устойчивость и увеличение угла отклонения закрылков и соответственно повышение посадочных характеристик.

После замены элементной базы пилотажно-навигационного комплекса и всех кабелей и установки нового цифрового оборудования, обеспечивается заход на посадку в сложных метеоусловиях по II категории ИКАО. Информация о полёте отражается в кабине пилотов на пяти цветных ЖК-дисплеях.

Снизив удельный расход топлива до уровня 550-580 г/км, за счёт аэродинамического и весового совершенства планера и двигателя, Ил-114-300 станет экономичной машиной и позволит летать не так, как раньше – через Москву, а соединит все регионы напрямую.

Неприхотливость Ил-114-300 в эксплуатации подтверждается возможностью его использования с грунтовых аэродромов в различных регионах России и даже арктических. Встроенный пассажирский трап самолёта обеспечивает его применение в необорудованных аэропортах.

Для нового лайнера разработана и применена особая схема эксплуатации, не требующая капитальных ремонтов и обеспечивающая нужную лётную годность в течение 30 тысяч лётных часов или 30 тысяч полётов на протяжении 30 лет. Такая схема делает Ил-114-300 удобным в обслуживании.

Ещё одна важная особенность этого регионального самолёта заключается в том, что Ил-114-300 собран полностью только из комплектующих российского производства.

Как и другие современные пассажирские самолеты, Ил-114-300 будет производиться с использованием технологий бесстапельной сборки. Технология обеспечивает снижение затрат на подготовку производства, высокую точность работ. Корректировка положения агрегатов и составных элементов планера осуществляется при помощи автоматики с точностью до сотой доли миллиметра. В данный момент на стенде автоматизированной сборки завершается стыковка планера самолета. На следующем этапе состоится стыковка хвостового оперения и крыла.

Самолет Ил-114-300 предназначен для замены на внутренних авиалиниях импортных самолетов аналогичного класса (ATR-42, ATR-72, Q400) и старых типов самолетов Ан-24/Ан-26.

Для ускорения процесса сертификации Ил-114-300 отработку новой силовой установки с двигателями ТВ7-117СТ-01 и ряда других новых бортовых систем решено было провести на опытном самолете, который предстояло переоборудовать из выпущенного в 1994 г. в Ташкенте Ил-114 No.0108, долгое время находившегося на хранении на аэродроме в Жуковском. Первоначально его выход на летные испытания после переоборудования намечался на май 2019 г., но в дальнейшем этот срок несколько раз переносился. В результате, к первым рулежкам на прототипе Ил-114-300 No.0108 смогли приступить только 20 ноября 2020 г., а спустя неделю, 28 ноября, состоялись скоростные пробежки. Наконец, по результатам проведенных наземных отработок было выдано заключение на выполнение первого вылета, который и состоялся 16 декабря.

Параллельно с переоборудованием в прототип Ил-114-300 самолета No.0108 на предприятиях ОАК были развернуты работы по изготовлению деталей и агрегатов для опытного образца Ил-114-300 новой постройки, который получил No.0110. В рамках утвержденной схемы кооперации центроплан, консоли крыла с механизацией, хвостовое оперение и мотогондолы для Ил-114-300 будут изготавливаться на ВАСО в Воронеже, а панели фюзеляжа, люки и двери - ульяновским "Авиастар-СП". Сборка всех семи отсеков фюзеляжа из ульяновских панелей поручена Нижегородскому авиастроительному заводу "Сокол" (филиал РСК "МиГ"), а окончательная сборка самолетов будет вестись в Луховицах. В августе 2019 г. в Воронеже изготовили центроплан для Ил-114-300 No.0110, а из Ульяновска к концу прошлого года отгрузили в Нижний Новгород первые панели фюзеляжа. Комплект отсеков фюзеляжа на самолет No.0110 к нынешнему лету был передан с НАЗ "Сокол" на ЛАЗ им: П.А. Воронина, где на современной автоматизированной сборочной линии проведена их стыковка.

Окончательная сборка опытного образца Ил-114-300 новой постройки должна завершиться в Луховицах в 2021 г., и он будет передан на летные испытания. Самолет предстоит сертифицировать по нормам АП-25, причем, согласно официальной информации, получение сертификата типа планируется уже на 2022 г., а начало серийных поставок - на 2023 г. Расчетный темп серийного выпуска Ил-114-300 на Луховицком авиазаводе составляет 12 самолетов в год.






 ЛТХ:
Модификация   Ил-114-300
Размах крыла, м   30.00
Длина самолета,м   26.88
Высота самолета,м   9.324
Площадь крыла, м2   81.90
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   23500
Топливо, л   8780
Тип двигателя   2 ТВД ТВ7-117СТ-01
Мощность, э.л.с.   2 х 2900
Крейсерская скорость, км/ч   500
Практическая дальность, км  
  с 68 пассажирами   1900
  с 1300 кг груза   5000
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 64-68 пассажиров или 6800 кг груза


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Ил-114-300      (c)  Михаил Поляков
 Ил-114-300      (c) Вячеслав Грушников
 Ил-114-300      (c) Вячеслав Грушников
 Пассажирский салон Ил-114-300      (c) АК им. С.В. Илбюшина
 Кабина пилотов Ил-114-300      (c) АК им. С.В. Илбюшина

 



 

Список источников:

Взлет 2020-11-12. Андрей Фомин. Состоялся первый полет прототипа Ил-114-300
Rostec.ru. Второй опытный Ил-114-300 поднимется в воздух в 2021 году с обновленным планером

Aviation21.ru. На первом опытном Ил-114-300 установлено оборудование кабины
Aviarf.ru. Второе рождение регионального лайнера
Uacrussia.ru. Ил-114-300
Russianplanes.net. Ильюшин Ил-114-300


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: