Уголок неба ¦ Dornier Do.328JET

Реклама...

    


 
главная современная авиация самолеты мал
   Do.328JET
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1998
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В июне 1996-го американская компания "Фэйрчайлд Эрспейс" купила у DASA ее отделение "Дорнье". Объединенная компания получила название "Аэрокосмическая корпорация Фэйрчайлд". Когда ее президент Д.Робинсон спросил руководителя проекта Do 328 Р.Биренбаха, не думал ли он о реактивном варианте, тот показал пачку документов с проработками именно такой машины, отвергнутой прежним руководством компании.

Руководитель "Аэрокосмической корпорации Фэйрчайлд" Карл Алберт хорошо знал, что рынок изменился, и принял революционное решение. Он закрыл проект удлиненного 48-местного варианта Do 328-200 и сосредоточил все силы на разработке варианта самолета с реактивными двигателями PW306B на пилонах под крылом - Do 328-300. О начале проектирования лайнера, названного Do.328JET, объявили в феврале 1997-го. С этого времени самолеты германского отделения перестали именоваться Do, в прессе их неофициально называют FD.

На самолете усилили крыло из-за более тяжелых моторов, увеличили его хорду на 0,1 м за счет закрылков. Предусмотрена установка устройства реверса тяги. Для полетов в Европе или регионах, где местные правила делают убыточной эксплуатацию тяжелых лайнеров, предлагается вариант с максимальной взлетной массой менее 15 т. Самолет создан для быстрой оборачиваемости в аэропортах: пассажиры покидают самолет по встроенному трапу, а с другой стороны уже загружается бортпитание. Для багажа и груза предназначен задний люк. Подготовка к вылету занимает менее 20 мин., все места для обслуживания самолета наземным персоналом находятся достаточно далеко от трапа и грузовых люков.

Авионика - из интегрированной серии "Примус 2000" фирмы "Ханиуэлл" включает метеолокатор "Примус 880", системы предупреждения об опасном сближении с землей и с самолетами в воздухе. Возможна установка пилотажного индикатора на уровне головы, что улучшает условия взлета и посадки ночью и в сложных метеоусловиях. Установка реактивных двигателей увеличила максимальную крейсерскую скорость с 620 до 740 км/ч.

Выкатка 328JET состоялась в декабре 1997-го, а первый полет - в январе следующего года. В сертификационных испытаниях участвовали четыре самолета, которые налетали 1560 час, в том числе 460 - в перелетах и на различных показах. Всего на самолетах выполнено 950 полетов и 200 циклов наземных испытаний.

Сертификат типа Европейской объединенной администрации по летной годности (JAA) на 328JET получен в июле 1999-го, как на развитие турбовинтового варианта. Сертификат типа по американским федеральным авиационным правилам FAR-25 получен спустя неделю. К этому времени на самолет поступило 162 заказа и опциона, включая деловой вариант "Энвой 3", общей стоимостью 1,93 млрд долл. Стоимость программы модернизации Do 328 в 328JET составила менее 100 млн. долл., цена самолета - около 11 млн. долл.

Стартовым покупателем 328JET стала американская авиакомпания "Скайу-эй Эрлайнс", заказавшая пять самолетов и сделавшая заявку еще на десять. Первые две машины ей поставлены в августе 1999-го. Третий серийный самолет получила компания "Шелл Петролеум". В сентябре того же года первые 328JET передали европейской авиакомпании "Тиролиэн Джет Сервис" (Австрия). К этому моменту фирма получила 175 заказов и заявок на 328JET и на новый 428JET -

95, общей стоимостью 3,5 млрд. долл. В начале ноября китайская авиакомпания "Хайнань Эрлайнс" получила свой первый 328JET из девятнадцати. В декабре самолет появился и на Таити в авиакомпании "Ванэйр", которая стала девятым эксплуатантом 328JET

В 1999-м "Фэйрчайлд Эрспейс" получила заказов на 178 самолетов, включая 78 328JET, 40 428JET и 60 проектируемых 728JET Это составило треть от 543 заказов в мире на региональные реактивные пассажирские лайнеры с количеством мест менее 100. Авиакомпания "Люфтганза" заказала 60 728JET, а "Атлантик Коуст Эрлайнс" - 80 328JET/ 428JET, которая стала стартовым заказчиком для 428JET

По сложившейся в мире традиции на базе 328JET создали деловой вариант, получивший собственное имя "Энвой 3" ("Посланник"). Он может перевозить 10 пассажиров на расстояние 4400 км со скоростью 740 км/ч. Его цена около 13 млн долл. Первый "Посланник 3" поставлен американской компании "Джонсон Контроле Инкорпорейтед" в феврале 2000-го.

После начала летных испытаний 328JET в мае 1998-го "Фэйрчайлд Эрспейс" приступила совместно с израильской корпорацией IAI к разработке его 42/ 44-местного удлиненного варианта. Новый самолет с двигателями PW308 и увеличенной на 30% площадью крыла назвали 428JET Его первый полет запланировали на 2001-й, завершение сертификации и поставка - на 2002-й. Предполагаемая цена самолета -12,5 млн. долл.

Пара 328JET/428JET могла бы предоставить эксплуатантам преимущества в ремонте и обслуживании, обучении летного и наземного персонала. В 2000-м на авиасалоне "Фарнборо-2000" "Фэйрчайлд Эрспейс" продала более 150 428JET. И совершенно неожиданно уже в августе компания сообщила о прекращении программы и перенацеливании средств на другие проекты. Это объясняли изменением ситуации на рынке.

И действительно, в Фарнборо прилетел "свеженький" 40-местный Embraer ERJ-140. Впрочем об этом конкуренте все знали уже давно.

328JET пока остается единственным в мире серийно строящимся 32-местным пассажирским реактивным самолетом. Он летает в США, Европе, Африке, на Ближнем Востоке и АТР. А в ноябре прошедшего года открылось представительство "Фэйрчайлд Эрспейс" в Китае.

Успешный старт реактивного первенца проложил дорогу новому проекту компании. В 1998-м она представила планы создания совершенно новой семьи 50/70/ 90-местных региональных самолетов 528JET/728JET/928JET с двигателями CF34-8D.




 ЛТХ:
Модификация   Do.328Jet
Размах крыла, м   20.98
Длина самолета,м   21.28
Высота самолета,м   7.24
Площадь крыла,м2   40.00
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   9345
  максимальная взлетная   15655
Внутренне топливо, кг   3588
Тип двигателя   2 ТРДД Pratt Whitney Canada PW306/9
Тяга, кН   2 х 26.9
Крейсерская скорость, км/ч   756
Практическая дальность, км   1480
Практический потолок, м   10670
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   32-34 пассажира или 3266 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Do.328Jet     (с)  Michael Arcellana
 Do.328Jet   
 Do.328Jet    (c)  Sandro
 Do.328Jet    (c)  Andre Oferta
 Do.328Jet    (c)  Thomas Piskol
 Do.328Jet    (c)  Jerome Mervelet
 Пассажирская кабина Do.328Jet     (c)  Marco Negron
 Кабина пилотов Do.328Jet    (c) Jerome Mervelet

  Варианты окраски:

 Do.328Jet  Skyway Airlines
 Do.328Jet   Welcome Air
 Do.328Jet   British Airways
 Do.328Jet   German Automobile Club ADAC

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Александр Пономорев. Фирма "Дорнье" : От винта... к успеху
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
Авиация и Время. Виктор Беляев. Гражданская авиация на рубеже столетий. Региональные самолеты
Airliners.net: Fairchild Aerospace 328JET
Flug Revue Online. Fairchild Aerospace 328JET
Fairchild Aerospace. Fairchild Dornier : Dornier 328JET


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: