главная послевоенная авиация авиалайнеры
   CV-990 Coronado
       
Разработчик: Convair
Страна: США
Первый полет: 1961
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет Convair 990 рассматривался как более скоростная версия 880-й модели с увеличенной дальностью полета, но возлагавшиеся на него надежды самолет не оправдал. Причины - серьезные недостатки в аэродинамике и сложность в эксплуатации. Построили всего 38 самолетов.

Руководство "Convair" приняло решение приступить к реализации программы создания своего второго реактивного авиалайнера еще до того, как опытный самолет первой модели совершил первый полет. Новая машина, Convair Model 30, была схожа с первой машиной, Convair Model 22, ставшей затем Convair 880. Основные отличия - удлиненный на 3,04 м фюзеляж, что диктовалось требованием повышенной пассажировместимости для конкуренции с DC-8, Boeing 707 и 720, а также новые двигатели. Диаметр фюзеляжа остался прежним - в ряду стояло пять кресел, тогда как у самолетов "Douglas" и "Boeing" их было шесть.

Для Model 30 выбрали двигатели General Electric CJ805-21 - развитие CJ805-3, установленных на Convair 880. Впрочем, в действительности пришлось ставить двигатели CJ805-23 - дальнейшее развитие CJ805-21. Улучшенные характеристики новых двигателей привели к росту максимальной скорости полета, что в свою очередь привело к возникновению сильной вибрации и увеличению аэродинамического сопротивления крыла. Специалистам компании "Convair" и агентства НАКА, предшественника современного НАСА, пришлось разработать так называемые "скоростные контейнеры", придавшие крылу нового лайнера характерный внешний вид.

Обозначение 990 для наследника 880-й модели кажется очевидным, но на самом деле все было не так ясно. Говард Хьюз, чей заказ на 880-й означал фактический запуск программы, требовал, чтобы любое обозначение, выбранное для Model 30, не принижало ценность 880-й модели. Чтобы угодить эксцентричному Хьюзу, "Convair" присвоила новой машине обозначение Convair 600 - расчетная крейсерская скорость самолета как раз составляла 600 миль/ч. Но в 1960 году, когда Хьюз разместил заказ на новый лайнер, "Convair" присвоила ему обозначение Convair 990.

Официально о Model 30 объявили в 1958 году - стартовый заказ на 25 машин Model 30-5 разместила "American Airlines". На тот момент первые Convair 880 еще не покинули завод. С другой стороны, турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney JT3D, предназначавшиеся для Boeing 720, еще не были готовы - необходимо было срочно выводить 990-ю модель на рынок.

Чтобы ускорить этот процесс, "Convair" решила не строить опытных машин, а сразу начать серийный выпуск лайнера - первая машина должна была после испытаний сразу перейти к авиакомпании "American Airlines". В реальности "Pratt & Whitney" успела закончить двигатель быстрее, чем ожидалось, потому Boeing 720 на два года опередил своего конкурента с началом эксплуатации.

Первый лайнер Model 30, Model 30-5, который теперь официально назывался Convair 990, был облетан 24 января 1961 года - почти два года спустя после 880-й модели, за штурвалом находился летчик-испытатель Дон Гермераад. Поставки "American Airlines" должны были начаться годом позже - планировалось сделать это раньше, но в ходе летных испытаний выявились различные проблемы, которые требовали времени на устранение. В частности, пришлось добавить щитки Крюгера на передней части крыла, укоротить пилоны внешней пары двигателей на 71 см, передвинуть все двигатели назад на 73,6 см и перепроектировать мотогондолы.

Первый Convair 990 компании "American Airlines" поступил в эксплуатацию только 18 марта 1962 года, но к тому времени первоначальный заказ на них сократился с 25 машин до 20. Ввиду задержки с поставками свой заказ отменил и Говард Хьюз, что стало сильным ударом по программе.

Второй заказчик Convair 990, компания "Swissair", стала первой, приступившей к перевозкам на них пассажиров, - ее самолеты приступили к полетам на Дальний Восток на 9 дней раньше, чем первый полет совершил лайнер компании "American Airlines". Компания "Swissair" получила лайнеры в варианте Model 30-6, оптимизированном для полетов на большую дальность, над огромными пространствами океанов. Авиакомпания "Swissair" первой применила к 990-й модели название "Coronado", которое затем приняло и большинство других эксплуатантов.

"Swissair" вначале в кооперации с "Scandinavian Airlines System" заказала девять лайнеров 990-й модели (Model 30-6), но последняя затем вышла из заказа и взяла два лайнера в лизинг у "Swissair". Лайнер также приобрели индонезийская "Garuda" (три самолета) и бразильская авиакомпания VARIG, которая взяла на себя заказ на три Model 30-8, размещенный бразильской компанией REAL - старым партнером "Convair". "Garrett AiResearch" приобрела один самолет, а костариканская "Aerolineas Peruanas" заказала две машины, в результате чего общий объем заказов составил всего 38 машин.

Как и в случае с 880-й моделью, Convair 990 был популярен у экипажей, но имел низкую топливную экономичность и был слишком дорогим в эксплуатации. Плюс к тому он имел недостаточную пассажировместимость, что также негативно отразилось на продажах - большинство 990-х после непродолжительной эксплуатации в компаниях (первичных получателях) были затем "по дешевке" проданы другим компаниям. Но у них они также долго не задержались - последним эксплуатантом 990-х стала испанская чартерная "Spantax", одно время имевшая в парке 14 таких лайнеров и списавшая последний в 1987 году.

Программа Convair 880/990 потерпела экономическое фиаско. Затраты на разработку авиалайнера существенно превысили доход от продаж 102 самолетов. Компания "Douglas" же продала в пять раз больше своих DC-8, a "Boeing" - в 10 раз больше лайнеров Boeing 707. Convair 990 стал последним аккордом компании в самолетостроении - он стал последним серийным самолетом "Convair" и последним ее реактивным лайнером. Высокие финансовые потери от программы побудили руководство корпорации "General Dynamics", которая владела "Convair", вывести последнюю из авиационного бизнеса - выпуск самолетов был перенесен на завод корпорации в Форт-Уорт, а предприятие "Convair" в Сан-Диего, построившее со времен Второй мировой войны более 12000 самолетов, теперь стало субподрядчиком по таким программам как F-111 и F-16. Интересно, что в 1970-1996 годах, до своего закрытия, подразделение "Convair" в Сан-Диего строило секции фюзеляжей для DC-10 и MD-11.







 ЛТХ:
Модификация   CV-990
Размах крыла, м   36.58
Длина самолета, м   42.43
Высота самолета, м   12.04
Площадь крыла, м2   209.03
Масса, кг  
  пустого самолета   54839
  взлетная максимальная   114759
Двигатели   4 ТРДД General Electric CJ-805-23B
Тяга, кН   4 х 49.80
Максимальная скорость, км/ч   990
Крейсерская скорость, км/ч   895
Перегоночная дальность, км   8690
Практическая дальность, км   6166
Практический потолок, м   12495
Экипаж, чел   6-8
Полезная нагрузка:   до 106 пассажиров в кабине двух классов или до 149 в кабине трех классов


 Доп. информация :


 Фотографии:

 CV-990A    (c) Mark Piacentini
 CV-990A   (c) Dré Peijmen
 CV-990A   (c) Gail Richard Snyder, III
 Пассажирский салон CV-990A   (c) Christian Bremer
 Кабина пилотов CV-990A    (c) Javier Gonzalez

  Схемы:

 CV-990

  Варианты окраски:

 CV-990 авиакомпании Garuda   (c) Juanita Franzi
 CV-990A авиакомпании American Airliners   (c) Rolando Ugolini
 CV-990A авиакомпании Northeast   (c) Rolando Ugolini

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Convair 990 : История эксплуатации
Aerofiles. Convair
Airliners.net: Convair CV-990

Aeroplane Monthly 2011-03. Aeroplane Database. Convair's 880 & 990 Jetliners
Air International 2008-05. William F. Mellberg. Convair 990
Putnam. John Wegg. General Dynamic Aircraft and their Predecessors


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: