главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Caravelle 6(7)
       
Разработчик: Sud-Aviation
Страна: Франция
Первый полет: 1960?
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующим шагом в развитии ╚Каравеллы╩ стала модель 6. Вспомогательные технические устройства и усовершенствование аэродинамики средств механизации крыла, а главное установка более мощных двигателей ╚Эвон╩ 531 с тягой 5530 кгс повысили крейсерскую скорость до 790 км/ч. Увеличение емкости топливной системы позволило довести дальность полета с нагрузкой 8170 кг до 2335 км. Эти мероприятия в совокупности с усилением планера позволили довести максимальную взлетную массу до 45700 кг.

Первую ╚Каравеллу╩ 6, взлетевшую 10 сентября 1960-го, переделали из прототипа ╚тройки╩. Серийные самолеты обозначил и ╚Каравелла╩ 6-N, а ТРД ╚Эвон╩ 531 оснастили дополнительно эффективными глушителями шума. Первыми вышли на трассы ╚Каравеллы╩ 6-N бельгийской ╚Сабены╩ в феврале 1961 г. на маршруте Брюссель-Ницца.

╚Юнайтед Эр Лайнс╩ - одна из так называемой ╚Большой четверки╩, крупнейших американских авиакомпаний, внимательно следила за успехами ╚Каравеллы╩ на европейских средних и коротких маршрутах. В результате она заказала двадцать самолетов дополнительно усовершенствованной модификации, обозначенной модель 6-R. 6-R отличалась двигателями ╚Эвон╩ 531Rc тягой 5710 кгс, оснащенными устройством реверса тяги, измененным остеклением пилотской кабины, усовершенствованными тормозами и дополнительными трехсекционными интерцепторами на консоли крыла. Отклоненные интерцепторы уменьшали в своей зоне подъемную силу крыла и способствовали сокращению длины пробега. Количество пассажиров ╚Каравеллы╩ 6-R в салоне первого класса изменялось от 16 до 20 и 55-60 в туристическом, предусматривался салон в экономическом классе на 80 мест.

Прототипом модели 6-R стал 62-й изготовленный самолет, с регистрационным номером F-WJAP, облетанный 6 февраля 1961 г. Американский сертификат летной годности получили в июне того же года и компания ЮЭЛ использовала свои ╚Каравеллы╩ 6-R на авиалинии ╚Нью-Йорк - Чикаго. С июня 1961-го по октябрь 1970-го ╚Каравеллы╩ налетали без аварий 118 млн.км, перевезя на американских внутренних линиях 10 млн. человек. Однако на оправдавшую себя в американских условиях ╚Каравеллу╩ ни в США, ни в Канаде больше не нашлось заказчиков. Американский рынок для европейских самолетов всегда был труднодоступным и исключения подтверждали правило. Фирма ╚Дуглас╩ заключила с ╚Сюд Авиасьон╩ двухлетний договор и честно обеспечивала обслуживание проданных ╚Каравелл╩, оказывала влияние и как торговый агент, одно время даже обсуждался вопрос о лицензионном производстве ╚Каравеллы╩ в США. С этой целью ╚Сюд Авиасьон╩ спроектировала модель 10.

Выполняя сервисное обслуживание не бескорыстно, а с целью производства в будущем этого удачного самолета, фирма ╚Дуглас╩ использовала полученный опыт при создании DC-9.

Всего изготовили 45 ╚Каравелл╩ 6-N. Кроме этого в дальнейшем до ее уровня доработали некоторые предыдущие ╚Каравеллы╩ 3. Модель 6-R также поставляли и другим заказчикам, выпустив 54 машины. В свое время они пользовались большой популярностью у западных авиакомпаний. ╚Шестерками╩ заканчивается базовый ряд ╚Каравелл╩ первого поколения.

Во второй половине 1950-х были разработаны первые серийные ТРДД. По сравнению с ТРД они имели уменьшенный на 25% удельный расход топлива, большую тягу и пониженный уровень шума, возросшую надежность и срок службы. Все это позволяло существенно повысить экономичность авиаперевозок. ТРДД открыли дверь дальнейшему ускоренному развитию сети авиалиний, обслуживаемых реактивными пассажирскими самолетами.

Особенности размещения силовой установки ╚Каравеллы╩ позволили безболезненно перейти на новый тип двигателя, а при необходимости легко модернизировать находящиеся в эксплуатации машины, то есть придать этому замечательному самолету вторую молодость.

Первой ╚Каравеллой╩ с двухконтурными двигателями стал прототип 7-й модели. В действительности это была 42-я серийная ╚Каравелла╩ 3 с регистрационным номером F-WJAM. ╚Сюд Авиасьон╩ передала ее моторостроительному концерну ╚Дженерал Электрик╩ для установки ТРДД CJ805-23C co статической тягой по 7300 кгс.

Доработанному самолету присвоили американский регистрационный номер ╧402GE и собственное имя ╚Санта Мария╩. 29 декабря 1960-го на нем выполнили первый полет. Работы субсидировались американской авиатранспортной компанией ╚Транс Уолд Эрлайн╩. В сентябре 1961-го она подписала соглашение о поставке 20 самолетов ╚Каравелла╩ 7. Однако под давлением фирмы ╚Дуглас╩ компания отказалась от своего решения, отдав предпочтение самолетам DC-9. ╚Сюд Авиасьон╩ после этого опыта на некоторое время снизила активность в области использования ТРДД, однако их бесспорные преимущества вынудили ее вскоре вернуться к перспективному направлению.

 





 



 ЛТХ:
Модификация   Caravelle 6
Размах крыла, м   34.30
Длина самолета,м   32.01
Высота самолета,м   9.00
Площадь крыла,м2   146.70
Масса, кг  
  пустого самолета   26240
  максимальная взлетная   50000
Внутреннее топливо, л   19000
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.29 Mk 533R
Тяга, кгс   2 х 5710
Максимальная скорость, км/ч   845
Крейсерская скорость, км/ч   790
Практическая дальность, км   2550
Дальность действия с максимальной загрузкой, км   2300
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   64 пассажира в в кабине двух классов или
 80 в экономическом классе


 Доп. информация :


 Чертеж "Sud-Aviation Caravelle"
 



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Сойко. "Каравелла" от Пьера Сатра
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Работа в сбербанке отзывы отзывы о работе.