главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Boeing 737-100
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1967
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Компания Boeing 19 февраля 1965 г. объявила о намерении создать транспортный самолет малой дальности Model 737 с двумя турбовентиляторными двигателями. Западногерманская компания Люфтганза первой подписала контракт на 21 самолет Model 737, и об этом было объявлено одновременно с решением компании Boeing о начале производства.

"Семейное" сходство самолета Model 737 с его более крупными собратьями легко просматривалось во многом благодаря использованию фюзеляжа самолета Model 727 и конфигурации хвостового оперения, сходной с вариантом 707. На самом деле имелась 60-процентная схожесть в конструкции и системах между самолетами Model 727 и 737, но последний, тем не менее, очень сильно отличался. Первоначально запланированная вместимость составляла 60-85 пассажиров, но окончательный вариант, оговоренный с компанией Люфтганза, вмещал 100 пассажиров, соответственно была выбрана длина фюзеляжа. Подфюзеляжный трап модели 727 не был сохранен, а двери для пассажиров и трапы имелись в передней и задней частях салона с левой стороны. При длине внутренней части кабины более 19,9 м и такой же максимальной внутренней ширине, как у модели 727, салон оказался очень просторным; это, без сомнения, способствовало повышению привлекательности авиалайнера. Крыло модели 727 должно было обеспечивать новому самолету высокую подъемную силу и хорошие летные характеристики на малых скоростях для возможности укороченного взлета и посадки одновременно с экономичными летными характеристиками при высоких скоростях на сравнительно малых высотах при полетах на небольшие расстояния.

Изменения в основном касались силовой установки, так как исследования инженеров компании показали необходимость для нового самолета только двух двигателей. Это фактически диктовало необходимость установки двигателей в крыле. Первоначально был выбран турбовентиляторный двигатель (Pratt & Whitney JT8D-1 тягой 6350 кгс, но ко времени завершения переговоров с компанией Люфтганза он был заменен на двигатель JT8D-7. Имевший такую же, как у двигателя JT8D-1, тягу при более высоких температурах окружающей среды, двигатель JT8D-7 стал стандартной силовой установкой для самолета Model 737-100, на котором также могли устанавливаться двигатели JT8D- 9 тягой 6577 кгс.

Боинг-737 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с мспользованием композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло стреловидное (25╟ по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.

Боинг 737 - это самый популярный и массовo изготовляемый реактивный пассажирский самолёт за всю историю пассажирского авиастроения: (6160 машин заказано и 5109 поставлено). Самолёт производится корпорацией Boeing с 1967 года и эксплуатируется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1 250 самолётов 737, и каждые 5 секунд один 737-й садится, и один взлетает.

Эти комфортабельные и безопасные лайнеры перевозят пассажиров в аэропорты, разбросанные по всему миру. Боинг 737 является самой распространенной моделью гражданского пассажирского лайнера за всю историю существования авиации. Каждые сутки 4000 лайнеров Боинг 737, принадлежащих разным авиакомпаниям, перевозят примерно 1,3 млн. пассажиров. Каждые 5,3 секунды в воздух поднимается Боинг 737. С момента ввода в эксплуатацию первого самолета Боинг 737 в 1968 году совокупная дальность рейсов, выполненных лайнерами этой модели, превысила 56 млрд. миль, а продолжительность общего срока эксплуатации составила около 124 млн. часов.

В мире эксплуатируется более 4 100 самолетов Боинг-737, что составляет более четверти от общей численности парка крупных гражданских самолетов. Модель Боинг-737 входит в состав парка более 540 авиакомпаний, маршрутные сети которых связывают более 1 200 городов в 190 странах.

Фактически, Boeing 737 - это общее название более десяти типов воздушных судов. Все самолеты Boeing 737 разделено на 3 семейства: 737 Original (Оригинальный), 737 Classic (Классический) и 737 Next Generation (Следующее поколение, NG).

Первый экземпляр Model 737-100 поднялся в воздух 9 апреля 1967 г., а первый самолет авиакомпании Люфтганза совершил свой первый полет в следующем месяце. Боинг 737-100 входит в семейство Original, производился с 1967 по 1988 гг. Является первым типом самолетов Boeing 737. Из более чем 5 тысяч построенных самолётов Boeing 737 эта модель была представлена всего тридцатью экземплярами. Боинг 737-100 - первый серийный вариант образца 1967 г., вмещал 100 пассажиров и вошел в коммерческую эксплуатацию в 1968 году.

Введение в эксплуатацию первой модификации Боинг 737 - Боинг 737-100 - в 1960-х годах дало возможность выполнять рейсы в удаленные города, где жители до этого никогда не видели реактивных самолетов. Появление этой модели открыло для авиакомпаний новые рынки, такие как северная часть Канады и острова в южной части Тихого океана. Самолеты Боинг 737 стали выполнять рейсы в большее число аэропортов, чем любой другой самолет.

Модель 100 узнаваема благодаря сигарообразной гондоле двигателя и плавному изгибу верхней кромки киля.

Самолеты семейства 737 Original быстро потеряли свою популярность из-за топливной неэффективности, высокого уровня шума (несмотря на установку на двигатели шумоглушащих устройств) и дорогого обслуживания. Большинство самолётов 737-200 эксплуатируются авиакомпаниями развивающихся стран, в основном африканских. Вариант 737-100 не эксплуатируется вообще.

Самолёты Боинг-737 эксплуатировались или эксплуатируются в настоящее время в российских авиакомпаниях "Аэрофлот", "Калининградавиа", "Пулково", "Сахалинские авиатрассы", "Трансаэро". Имеются также в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Туркмении и на Украине.

    



 Модификации :

 Model 737-100

 первая серийная модификация

 Model 737-200С

 конвертируемый грузопассажирский вариант самолета Model 737-200. 
 Model 737-200QC
 быстро конвертируемый грузопассажирский вариант самолета Model 737-200 с пассажирскими скамейками. 
 Advanced Model 737-200
 стандартный серийный вариант; вмещает максимум 130 пассажиров; может работать при нестандартном максимальном полном весе 53070 кг, среди возможных силовых установок двигатели JT8D-15, JT8D-17 или JT8D-17R тягой 7031, 7257 и 7711 кгс соответственно. 
 Advanced Model 737-200C/QC
 конвертируемый вариант самолета Advanced Model 737-200.
 Advanced Model 737-200 Executive Jet
 в основном сходный с вариантом Advanced Model 737-200, но поставляемый в виде, пригодном для размещения интерьеров специального бизнес-класса или класса "люкс" для служебных перевозок. 
 Advanced Model 737-200 Advanced Model 737-200 High Gross Weight Structure
 в основном сходный с вариантом Advanced Model 737-200, но с изменениями конструкции, включая усиление крыла и шасси; новые пневматики, колеса и тормоза; установлен дополнительный топливный бак. 
 Model 737-200 SLAMMR
 три экземпляра для ВВС Индонезии, используемые в роли морского наблюдательного и транспортного самолета. 
 Model 737-300
 Advanced Model 737-200, но с удлиненным на 2,64 м фюзеляжем, что позволяет вмещать максимум 148 пассажиров; более совершенные турбовентиляторные двигатели CFM56-3 тягой 9072 кгс,  намного более тихий и экономичный, чем самолет Model 737. Первые поставки начались в 1984г.
 Model 737-400
 еще более удлиненный вариант, обеспечивающий большую вместимость; габаритная длина составляет 36,45 м,  двигатели CFM56. Существует Model с увеличенной дальностью полета.
 Model 737-500
 короткофюзеляжный (31 м) вариант с современным авиационным оборудованием фирмы Honeywell как и на двух предыдущих моделях, имеющий дальность полета (более 5500 км с максимальной нагрузкой).



 ЛТХ:
Модификация   Boeing 737-100
Размах крыла, м   28.35
Длина самолета, м   28.67
Высота самолета, м   11.28
Площадь крыла,м2   91.04
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   27700
  максимальная взлетная   49400
Тип двигателя   2 ТРДД Pratt Whitney JTD8D-7
Тяга, кгс   2 х 6580
Максимальная скорость, км/ч   930
Крейсерская скорость, км/ч   852
Практическая дальность, км   2855
Практический потолок, м   10670
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка   100 пассажиров в экономическом классе


 Доп. информация :


  Чертеж "Boeing 737-100"
  Книга "РЛЭ Boeing 737"
  Фотографии:

 Прототип Boeing 737-100      (c) Boeing
 Прототип Boeing 737 использовавшийся в NASA
 Один из первых Boeing 737-100 переданных авиакомпании Lufthansa
 Boeing 737-112    (c) Bob Garrard
 Boeing 737-130   (c) Robert M. Campbell
 Пассажирский салон Boeing 737-130   (c) Mike Genovese
 Кабина пилотов Boeing 737-130

  Схемы:

 Boeing 737-100
 Схема салона Boeing 737-100   (c) TripAdvisor LLC

  Варианты окраски:

 Прототип Boeing 737-100      (c) Jennings Heilig
 Boeing 737-100 авиакомпании Lufthansa     (c) Plane-spotter.com

 



 

Список источников:

Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
Авиация и Время. Виктор Беляев. Гражданская авиация на рубеже столетий. Магистральные самолеты
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Boeing Corporation. Boeing 737
Airliners.net. Boeing 737-100
Airlinercafe.com. Boeing 737 Classic Profiles by Jennings Heilig


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: