главная ударные
   Lynx AH.Mk.I
       
Разработчик: Westland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1971
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После Второй мировой войны компания "Westland" перешла к разработке и производству вертолетов. Начав с постройки по лицензии вертолетов Sikorsky собственных модификаций, фирма перешла к производству вертолетов оригинальной разработки. После оптимизации и рационализации британской вертолетной промышленности, проведенной в 1959-1960 годах, "Westland" осталась единственным производителем вертолетов. Фирма предложила несколько проектов перспективных военных вертолетов, в том числе W.3 с ТВД Pratt 8с Whitney РТ6А, разработанного по спецификации 358 к среднему вертолету для ВВС и ВМС Британии. Появились еще несколько проектов, включая W.13, прежде чем в октябре 1964 года Генеральный штаб сформулировал спецификацию 3335 к многоцелевому вертолету с экипажем из двух человек, способному перевозить семерых солдат с полной выкладкой со скоростью 274 км/ч.

Требования к вертолету менялись в 1966 году еще дважды, появилось уточнение в части базирования вертолета на фрегатах и эсминцах.

Франция одновременно с Британией изучала возможность разработки машины, близкой к W.13, в дополнение к SA 330 Puma и SA 341 Gazelle. Соглашение о сотрудничестве по разработке и производству вертолета Великобритания и Франция подписали 22 февраля 1967 года. За основу был взят проект W.13, а компания "Westland" стала ведущей в НИОКР.

Официально работа над проектом началась в июле 1967 года. Из-за проблем с ТВД Rolls-Royce RS.360 мощностью 900 л. с. (670 кВт, ранее назывался Bristol Siddeley BS.360) первый полет вертолета, уже получившего наименование Lynx, отложили на восемь месяцев.

Первая, как теперь модно выражаться, презентация "Линкса" состоялась на Парижском авиационно-космическом салоне в 1969 г., где был представлен полноразмерный макет вертолета. За первым последовали еще три прототипа. Для упрощения опознавания в полете они были целиком окрашены в разные цвета: вертолет N1 - в желтый, N2 - в серый, N3 - в красный и N4 - в голубой.

Первый из 13 прототипов поднял в воздух 21 марта 1971 года Рон Гиллетли, 28 сентября первый полет выполнил третий прототип, четвертый и второй полетели 8 и 24 марта 1972 года. С появлением в 1971 году ТВД Gem вертолет показал свои возможности, установив два мировых рекорда скорости, в том числе максимальной скорости ≈ 321,74 км/ч.

Первый Lynx AH.Mk 1 для британской Армии поднялся в воздух 12 апреля 1972 года, флотский HAS.Mk 2 полетел 25 мая, но 21 ноября 1972 года эта машина разбилась. Морской вариант отличался колесным шасси и удлиненной носовой частью с установленной в ней РЛС. Второй HAS.Mk 2 выполнил первую посадку на корабль 29 июня 1973 года. В программе испытаний участвовали еще восемь вертолетов, первый серийный вариант с ТВД Gem 2 для британской Армии поднялся в воздух 11 февраля 1977 года.

Мощность двигателей BS.360 при испытаниях оказалась меньше расчетной, что не помешало вертолету достигнуть скорости 302 км/ч. Все четыре опытных образца были построены в многоцелевом варианте для сухопутных войск, на лыжном шасси и имели неполный комплект оборудования. С двумя вертолетами в ходе испытаний произошли серьезные летные происшествия. Первый опытный экземпляр из-за пожара двигателя совершил вынужденную посадку. После восстановления демонстрировался на авиасалоне Фарнборо-72. 29 августа 1974-го над аэродромом Йовила упал с высоты 18 м и четвертый опытный вертолет. Авария произошла из-за разрушения редуктора вследствие недостатка смазки. Вертолет списали. Пятый прототип, совершивший первый полет 12 апреля 1972-го, представлял собой полноценный боевой вариант, разработанный для армии Великобритании. Ему присвоили обозначение АН Мк.1. Вертолет был покрашен уже не в яркие декоративные цвета, а имел камуфляжную окраску.

Армейские "Линксы" имели очень ограниченную маневренность на земле. Подвижный в воздухе, при посадке "Линкс" прочно "впивался" лыжами в грунт. Предполагалось, что маневрирование на земле облегчат небольшие колеса, устанавливаемые на лыжи, но, как оказалось, даже установленные колесики не бог весть какая помощь желающим передвинуть с места на место пятитонный аппарат. Летчики отмечали большие нагрузки на органы управления. "Линксом" было управлять тяжелее, чем "Скаутом" или "Газелью". В первые годы эксплуатации действовал ряд ограничений: максимальная масса полезной нагрузки составляла всего 870 кг, вертолету не разрешалось совершать полеты при температуре воздуха ниже - 17╟С. Все же, несмотря на критику, порой справедливую, "Линкс" пришелся ко двору в воздушном корпусе армии Великобритании. Вертолет, благодаря автоматической системе управления полетом в сочетании с несущим винтом новой конструкции, показал прекрасную управляемость. Доказательством хорошей маневренности послужили фигуры высшего пилотажа - "бочка", "петля Нестерова", демонстрировавшиеся летчиками-испытателями фирмы Уэстлендна различных авиашоу 70-х годов.

Наличие тактической навигационной системы фирмы Декка позволяло летчику использовать для скрытного полета рельеф местности, не заботясь о потере ориентировки. "Линкс" стал первым английским вертолетом, способным выполнять боевые задания ночью и в сложных метеоусловиях. Летом 1979-го было снято большинство ограничений по производству полетов, в том числе и по массе полезной нагрузки. Тем же летом "Линксы" прошли обкатку в условиях, приближенных к боевым. Они были отправлены в Северную Ирландию, где уже несколько десятилетий идет что-то вроде вялотекущей гражданской войны. Там их использовали для перевозок солдат и грузов, для наблюдения и связи. Отзывы о работе вертолетов были очень хорошие.

Все же главной задачей "Линксов" в армии Британии стала не транспортировка солдат или наблюдение, а борьба с танками, причем станками вполне конкретными. Головной болью НАТОвских стратегов в те годы была огромная масса советских танков, сосредоточенных в ГДР, Чехословакии и Венгрии - вдоль границ Северо-Атлантического альянса. Теоретические выкладки, результаты учений и боевой опыт локальных войн говорили о том, что у танка два главных противника: коллега-танк или вертолет. По качеству, а тем более по количеству танков тягаться с армиями стран Варшавского Договора Западу было сложно, оставались вертолеты. В те годы практически каждый новый вертолет рассматривался как потенциальный носитель противотанкового вооружения, и неудивительно, что еще на этапе выдачи технического задания армия особо оговорила возможность использования "Линкса" для охоты за танками. Поэтому "Линкс" может быть вооружен восемью ПТУР "ТОУ", еще восемь ракет находятся в грузовой кабине для перезарядки.

В 1980-м "Линксы" АН Мк.1 сменили противотанковые "Скауты" в британской Рейнской армии, дислоцированной в ФРГ. С другой проблемой справиться оказалось сложнее - речь о знаменитом Ми-24. Попытки оснастить "Линксы" ракетами "воздух-воздух" предпринимались неоднократно, но в конечном итоге он так и остался беззащитным перед своим грозным противником. Здесь уместно будет привести цитату из авторитетного журнала "Флайт" за сентябрь 1980 г.: "Линкс" не имеет противовертолетного вооружения и может надеяться только на то, что его не заметят. Если же "Хинд" (Ми-24) его обнаружил, "Линксу" остается по-тихому сматываться, в надежде нанести удар в другой день".

Конструкция.

Несущий винт. Полужесткая титановая втулка с гибкими узлами крепления лопастей выполнена в виде кованного моноблока. Эта прочная и упругая система обеспечивает вертолету отличную маневренность. Лопасти несущего винта имеют обычную конструкцию с узлами крепления из титана. Лопасти расширяются от комля к законцовке и могут быть быстро сложены. На вертолетах Lynx AH.Mk 9 установлены новые лопасти BERP.

Пилоны на фюзеляже со стандартными узлами крепления НАТО могут нести разнообразный набор вооружения, включая 20-мм или 25-мм пушку Oerlikon, контейнеры с пулеметами Minigun, контейнеры РЭБ, устройства для постановки мин, ракеты ╚воздух - воздух╩ MATRA Magic, блоки НУРС SNEB (18х68-мм), SURA (12х80-мм) или 19х70-мм, шесть ПТУР Aerospatiale AS11, восемь Euromissile НОТ или Rockwell Hellfire. Но стандартным противотанковым оружием для Lynx британской Армии остаются восемь ПТУР TOW.

Lynx АН.Мк1 имеют простое трубчатое полозковое шасси. Оно может снабжаться колесами для перекатки или поплавками. На AH.Mk 9 ввели неубирающееся колесное шасси, позволившее вертолету осуществлять взлет с разбегом. Над шасси, с обоих бортов фюзеляжа, имеются ступени и поручни, позволяющие наземному персоналу получить доступ к двигателям, редуктору и втулке винта.

Силовая установка. На Lynx AH.Mk 1 установлены два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2 мощностью по 900 эл.с. (671 кВт). Двигатели смонтированы бок о бок сверху фюзеляжа. От фюзеляжа, редуктора и друг друга их отделяют противопожарные перегородки. На выхлопных трубах двигателей могут устанавливаться дефлекторы, направляющие горячие газы под несущий винт, что позволяет снизить ИК-излучение вертолета. На воздухозаборниках двигателей установлены фильтры, отсеивающие посторонние частицы. Воздухозаборники оснащены электрической противообледенительной системой.

Хвостовая часть. Lynx AH.Mk 1 оснащен обычным четырехлопастным рулевым винтом. Каждая лопасть имеет лонжерон из легких сплавов и переднюю кромку из нержавеющей стали, как у несущего винта. Через заборник в основании киля поступает воздух для охлаждения промежуточного редуктора, передающего мощность от вала трансмиссии к редуктору рулевого винта. Последний, расположенный на вершине киля, закрыт стеклопла-стиковым обтекателем, также имеющим воздухозаборник в передней части. Ассиметричный стабилизатор повышает устойчивость машины в крейсерском полете.

Кабина Lynx AH.Mk 1 рассчитана на перевозку девяти солдат в стандартной экипировке на легких многоместных сиденьях или шести солдат в полной экипировке вместе с их снаряжением. AH.Mk 1 часто использовался для перевоза расчетов ПТУР Milan. Сиденья в кабине могут быть быстро сняты, чтобы освободить место для 907 кг груза, для крепления которого на полу предусмотрены швартовочные кольца. На внешней подвеске можно перевозить до 1360 кг груза, но при этом возрастает сопротивление вертолета. Небольшие верхние наружные участки кабины усилены и имеют специальное покрытие, чтобы обеспечить надежную опору при техническом обслуживании.

Внешние антенны. С нижней стороны хвостовой балки установлена большая ножевидная КВ/УКВ антенна дальней радиосвязи и радионавигации. Перед ней расположена КВ/СВ антенна для связи с наземными войсками. В носовой части вертолета установлены две ножевидные КВ/УКВ антенны радионавигационной системы, работающей на стандартных частотах НАТО.





 Модификации :
 Lynx AH.1  модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2.

 Lynx AH.1GT

 промежуточный вариант между AH.1 и AH.7. Имеет конструктивные части AH.7 и БРЭО AH.1.

 Lynx AH.5

 модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1.



 ЛТХ:
Модификация   Lynx АН Мк.1
Диаметр главного винта, м   12.80
Диаметр хвостового винта, м   2.94
Длина, м   15.61
Высота, м   3.504
Масса, кг  
  пустого   2578
  нормальная взлетная   4354
  максимальная взлетная   4535
Внутренние топливо, л   973 + опционально 214
Тип двигателя   2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2
Мощность, кВт   2 х 671
Максимальная скорость, км/ч   306
Крейсерская скорость, км/ч   259
Практическая дальность, км   630
Продолжительность полета, ч.мин   2.57
Скороподъемность, м/мин   756
Практический потолок, м  
Статический потолок, м   3230
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   10 солдат или 3 носилок с сопровождающим или 907 кг груза в кабине или 1361 кг груза на подвеске
Вооружение:   две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами и 1 7.62-мм пулемет
  Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
 8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине), или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
 поставщик мин Valsella VS-MD H,
 Возможна подвеска УР воздух-воздух или воздух-поверхность .


 Доп. информация :

  
 Чертеж "Westland Lynx"
  Фотографии:

 Lynx AH.1     (c) Paula Bate
 Lynx AH.1     (c) Alex Christie
 Lynx AH.1     (c) Jiri Zedka
 Lynx AH.1     (c) Robin A Walker
 Lynx AH.1     (c) Kev Slade

  Схема:

 Lynx AH.1

  Варианты окраски:

 Lynx AH.1

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Михаил Никольский. Знакомый незнакомец
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Westland "Lynx"
de Agostini. Мировая Авиация. Lynx AH.Mk.1
Federation of American Scientists. Rest of World Military Aircraft. Lynx
Air Enthusiast. Lynx: Yeovil's Revolutionary Yearling


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: